В Свердловской филармонии прозвучал «Романс для виолончели», посвященный 110-летию Герца Цомыка

27 мая в Свердловской филармонии состоялся концерт «Романс для виолончели», посвященный 110-летию Герца Цомыка — основателя виолончельной школы на Урале. «Голосом» великого виолончелиста «говорил» его музыкальный внук — артист Уральского филармонического оркестра Алексей Кудинов. Вместе с коллегами — участниками «Мясковский-квартета» — он исполнил произведения из репертуара Мастера.

фото: В Свердловской филармонии прозвучал «Романс для виолончели», посвященный 110-летию Герца Цомыка

Герц Цомык стал победителем Первого Всесоюзного конкурса в 1933 году, где ему вручили виолончель работы Антонио Страдивари. Музыканта ждала слава Мстислава Ростроповича, но он уехал на Урал и с 1950-х годов преподавал в Уральской консерватории, где возглавлял кафедру струнных инструментов и группу виолончелей Свердловского филармонического оркестра. Он посвятил преподаванию более четверти века, взрастив более 50 известных музыкантов. За работу в составе Струнного квартета им. Н.Я. Мясковского, возникшего при Свердловской филармонии, Цомык был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Традиции, заложенные великим музыкантом, живы и поныне. Рассказывает Алексей Кудинов, который учился у воспитанника Герца Цомыка, профессора Уральской консерватории Вадима Клишина:

«Мой педагог рассказывал мне, что Герц Давидович очень любил заниматься со студентами, но никогда не работал с ними над техникой, а делал из них музыкантов. Прежде, чем браться за инструмент, он просил спеть партию виолончели, чтобы правильно её проинтонировать. Он отличался необыкновенной широтой души, и это тоже очень чувствовалось в его игре. Наш концерт, посвящённый памяти Герца Цомыка, открыла Мелодия Дворжака. Она связана и с моей биографией. В студенческие годы мне было сложно преодолеть стеснение и раскрыться, как музыканту. Но когда мне подарили пластинку Герца Цомыка, где он играет эту мелодию, для меня всё изменилось. Я услышал очень выразительный звук, яркие нюансы и очень красивую вибрацию, и подумал: „Почему же я не делаю так, хотя всё это тоже умею!“ После этой записи всё пошло в гору, а я стал виолончелистом».

В программе были исполнены и другие произведения из репертуара Мастера, в том числе Ноктюрн и Романс Чайковского, представленный в переложении для виолончели Алексея Кудинова.

Концерт состоялся в рамках проекта «Антология русской музыки» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Прочтите также:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *