14.02.2024 в Общественной палате Российской Федерации прошел Научный профессорский форум «Наука университетов для инновационной экономики». Организатором форума выступило Российское профессорское собрание, совместно с Минобрнауки России и ВАК РФ при Минобрнауки России. В работе форума принял участие широкий круг руководителей и специалистов федеральных и региональных органов управления образованием и организации научной деятельности, университетов и их научно-исследовательских центров, обсудивших реально реализуемые в рамках деятельности вузов пути решения задач перехода к инновационной экономике, уже не первый год поставленных федеральной властью для обеспечения социально-экономического роста страны, в первую очередь, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 и Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.
В качестве основных спикеров на форуме выступили: В.В. Гриб, председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации; В.М. Филиппов, председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, председатель ВАК при Минобрнауки России; президент Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуре» С.В. Степашин; Д.Б. Кирьянова, заместитель министра науки и высшего образования РФ; А.В. Бугаев, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации; Ю.С. Зубов, руководитель Роспатента; С.М. Кочетова, заместитель руководителя Рособрнадзора; С.И. Пахомов, директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России; И.М. Мацкевич, главный ученый секретарь ВАК при Минобрнауки России.
В выступлениях спикеров и в следовавших за этим обсуждениях участниками форума были рассмотрены, в первую очередь, следующие ключевые проблемы и решения обеспечения перехода к инновационной экономике на основе развития вузовской науки, исходя из того, что такая экономика невозможна без постоянного совершенствования технологий на основе инноваций:
– совершенствование нормативно-правового и финансового обеспечения внедрения результатов НИР и НИОКР вузов в практику функционирования производственной и других отраслей народного хозяйства, в том числе, с учетом положительного опыта использования механизма стимулирования предприятий к внедрению таких результатов (прежде всего, на основе нормативно-правового определения показателей, отражающих обязательное соответствие исследования или разработки приоритетам, установленным Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» – для учета этих показателей в процедурах оценки эффективности научных исследований и разработок, а также на основе учета документов о реальном внедрении при проведении различных мониторингов, общественно-профессиональных экспертиз и др. форм оценки и контроля деятельности вузов, в части ее научного компонента, и документов о совместной деятельности вуза с теми или иными из активно развиваемых сегодня центров трансфера технологий в практику);
– цифровизация научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы вузов с использованием новосозданных Минобрнауки России ресурсов (приоритетно – домена «Наука и инновации»), с учетом того, что цифровая экономика – неотъемлемая и важнейшая часть инновационной экономики;
– обеспечение эффективности научных исследований и разработок в гуманитарной области, а не только научно-технической, учитывая объективные причины сегодня для существенного повышения значимости роли именно гуманитарного научного знания в жизни страны с опорой на достижения российских ученых (в том числе, на основе совершенствования категорирования соответствующих публикаций в научных журналах, а также развития механизмов патентования разработок в данной области, принимая во внимание его специфические отличия от разработок в научно-технической области);
– достижение перелома в повышении среди участников образовательных отношений престижа ученого, в том числе – вузовского преподавателя с ученой степенью (по данным проводимых опросов, как правило, значительно меньше 10 % студентов университетов готовы связать свое профессиональное будущее с научной деятельностью даже как с дополнительной к своей основной деятельности);
– проблемы и решения, связанные с подготовкой в вузах научных кадров, в том числе, с проведением диссертационных научных исследований аспирантами и докторантами: преобладание, невзирая на наметившийся прогресс, выпуска из аспирантуры без защиты диссертации в вузах, что нивелирует смысл аспирантуры как формы подготовки именно научных кадров, в результате количество молодых учёных в составе научно-педагогических работников университетов сегодня явно недостаточно (удельный вес их численности – на уровне 15 – 20%, встречаются университеты с показателем 5%); низка заинтересованность аспирантов в защите диссертационной работы в связи с отсутствием во многих случаях преференций в профессиональной самореализации и в возможностях для развития карьеры, вытекающих из успешной защиты диссертационного исследования; размер стипендии, выплачиваемой аспирантам, вынуждает их зарабатывать деньги на работах, не связанных с научной деятельностью, что отвлекает от этой деятельности как основной – попытки законодателей исправить эту ситуацию пока не находят поддержки в Правительстве РФ, т.к. недостаточно прослежена связь необходимых в данном случае дополнительных трат федерального бюджета с устойчивостью научной отрасли при смене поколений в ней, для обеспечения экономики и социальной сферы инновационными технологиями;
– развитие на базе вузов венчурных центров для проведения инновационных исследований, разработок и содействия их внедрению, с обязательным включением в работу студентов и аспирантов;
– модернизация свойств человеческого капитала в сообществе специалистов высшего звена – в направлении повышения его креативности (готовности к активному творчеству и к освоению инновационных средств и способов деятельности), а также ряда других характеристик подготовленности специалистов из перечня ключевых компетенций, установленных в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» – это должно обеспечиваться с помощью более активного проведения научно-исследовательской практики студентов с привлечением их к участию в НИР, НИОКР;
– комплекс взаимосвязанных проблем обеспечения качества подготовки специалистов в вузах с учетом потребностей инновационной экономики: недостаточное качество работы многих преподавателей; недостаточная мотивация многих студентов к получению качественных знаний и умений; недостаток реализации технологий эффективного управления качеством образования; реализация образовательных программ в слабой связи с запросами работодателей.
Отдельное внимание на форуме было уделено проблемам, решениям и конкретным технологиям, предложенным Российским профессорским собранием и связанным с совершенствованием формирования у студентов вузов компетенций, востребованных инновационной экономикой, и управлением эффективностью НИР и НИОКР в вузах в условиях применения риск-ориентированного подхода к оценке качества образования, используя для этого потенциал таких процедур общественного контроля в образовании, как профессионально-общественная аккредитации и независимая (внешняя) оценка качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в первую очередь, к универсальным и общепрофессиональным компетенциям, коррелирующим с установленным федеральной программой «Цифровая экономика» компетенциями цифровой экономики в ее широком понимании как важнейшей части инновационной экономики.
В рамках форума состоялась церемония награждения лауреатов общенациональной премии Российского профессорского собрания «Проректор года по НИР 2023», вручение грамот за вклад в развитие науки представителям вузовской научно-педагогической общественности, а также вручение представителям Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского свидетельств о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования, проведенной Российским профессорским собранием.
По итогам работы форума решено обобщить, в виде резолюции, все рассмотренные на форуме проблемы совершенствования НИР и НИОКР вузов для обеспечения перехода к инновационной экономике, пути их решения и направить данную резолюцию, включающую конкретные рекомендации, в адрес Минобрнауки России и других заинтересованных федеральных органов власти.
Прочтите также:
- Абитуриенты могут получить бесплатное образование в НИУ ВШЭ в рамках «Социального лифта»
- Выпускники Вышки смогут получить дипломы в формате NFT
- Разработанный в ВШЭ программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов
- ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ
- ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Это интересно:
- Какие последствия для научных центров исследования природных ресурсов описаны в статье?
- Какая поддержка будет оказана Российской академией наук для создания лабораторий научных институтов?
- Какие преимущества и недостатки монополий в экономике были обсуждены?
- Кто может участвовать в конкурсе научных работ по различным направлениям?
- Чему был посвящен тренинг "Ораторское искусство" для студентов?